Благослови вас Господь! Благодарим за посещение нашего официального информационного блога Синодального издательского и информационно-аналитического отдела Истинно-Православной Церкви. Вы можете оставить ваши комментарии, замечания и предложения в Гостевой книге нашего блога. Свет Христовой Истины да просветит всех! | God bless you! Thanks for visiting our official blog news of the Synodal publishing and information-analytical Department of the True-Orthodox Church. You can write your comments and suggestions in the Guest book of our blog. Light of Christ's Truth let's enlighten all! Инфо-блог ЦРО ИПЦ: ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИТИКА: "Положение о Богослужебно-иерархических наградах" в Истинно-Православной Церкви

12.11.2013

"Положение о Богослужебно-иерархических наградах" в Истинно-Православной Церкви

«УТВЕРЖДЕНО»:
Решением Священного Синода
Централизованной религиозной организации
«Истинно-Православная Церковь» (ЦРО ИПЦ)
от 26 октября/8 ноября 2013 г.
Предстоятель ЦРО ИПЦ,
Святейший Архиепископ Московский,
Митрополит Всероссийский

† РАФАИЛ

ПОЛОЖЕНИЕ
О БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИХ
НАГРАДАХ
В ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(© СИИАО ЦРО ИПЦ
2013 г.)

1. Введение

Богослужебно-иерархические награды (далее по тексту — награды) Истинно-Православной Церкви (далее по тексту — ИПЦ) являются формой поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Истинным Православием в полном объёме этого понятия и ИПЦ, в частности: в пастырском служении, Богословской и административной деятельности, возрождении духовно-нравственной жизни, создании истинно-православных приходов/общин, восстановлении или строительстве храмов (часовен, церквей), миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.
Награды служат для поощрения архиереев, клириков и свидетельствуют о достойном прохождении ими ответственного церковного и священного служения.
Положение о наградах в ИПЦ основывается на: указах, постановлениях и определениях Священного Синода дореволюционной Православной Российской Церкви; решении Священного Синода ПРЦ от 23.11.1996 г. о «Церковных наградах»; постановлении Священного Синода ИПЦ от 11.03.2005 г. о «Церковных наградах»; Положении об ИПЦ; каноническом праве Православной Церкви. Внесены, также, изменения и дополнения в настоящую редакцию по сложившейся современной практике в ИПЦ.


Наградами являются:

- повышение в сане;
- особые элементы литургического облачения;
- отличия при совершении Богослужений (преднесение креста, служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш...» (или до Херувимской песни)).
В соответствии с градацией награды регламентируются в строгой последовательности. В Истинно-Православной Церкви существуют награды для епископата, священства и диаконства.
Награждение священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении наград архиереем возглашается «Аксиос».
Награды клириков в форме Богослужебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время Богослужения при соборном служении, если таковое имеет место быть. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии, при условии, что ни один из клириков не занимает должности в общецерковном или епархиальном руководстве.

2. Награды епископата

Последовательными наградами для епископата являются:
- возведение в сан архиепископа;
- возведение в сан митрополита.
Возведение в сан архиепископа производится по инициативе Предстоятеля ИПЦ и утверждается на Священном Синоде или Архиерейском Соборе ИПЦ после 10 лет служения в сане епископа.
Возведение в сан митрополита, после не регламентированного срока служения в сане архиепископа, производится по благословению Предстоятеля ИПЦ и утверждается на Священном Синоде или Архиерейском Соборе ИПЦ.
При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — право ношения белого клобука с крестом.
Ношение креста на митре при Богослужениях разрешается Предстоятелю ИПЦ,
митрополитам и архиепископам по сложившейся традиции в Православной Российской Церкви.
Правом ношения второй панагии обладает Предстоятель ИПЦ.
Кроме того, правом ношения второй панагии в пределах своей канонической территории (епархии) может быть удостоен по решению Архиерейского Собора ИПЦ за особые заслуги любой выдающийся иерарх Истинно-Православной Церкви.
Правом преднесения креста за Богослужениями обладает по своему статусу и положению только Предстоятель ИПЦ.
Правящий архиерей ИПЦ награждает своих клириков самостоятельно только следующими наградами: двойной орарь, скуфья, набедренник, камилавка, наперсный крест, возведение в протодиакона (архидиакона — для монашествующих), возведение в игуменство (для монашествующих). Остальные награждения осуществляются по благословению и Указу Предстоятеля ИПЦ с учетом ходатайства правящего архиерея о своих клириках.

3. Награды пресвитеров (иереев)

Последовательными наградами для священства являются:
- набедренник. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через один год после служения в иерейском сане.
Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро;
- камилавка. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через два года после награждения набедренником.
Правила ношения: во время Богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
Камилавка должна быть фиолетового цвета. После награждения камилавкой, награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения чёрной скуфьи, как в храме, так и вне храма принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии);
- наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через два года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником).
Примечание. Наперсные кресты, жалуемые духовным лицам Священным Синодом ИПЦ, остаются в собственности награждаемых лиц. Одновременное ношение двух наперсных крестов священнослужителям воспрещается, если даже один был преподнесён от кого-либо в качестве частного подарка (за исключением протопресвитеров).
Правила ношения: надевается за Богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы;
- сан протоиерея. Награждение производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через пять лет служения в иерейском сане (сане иеромонаха — для монашествующих) и после награждения до этого наперсным крестом. В исключительных случаях награда может быть дана и до окончания этого срока (например, в связи с назначением на общецерковную или епархиальную должность);
- сан игумена. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет служения в сане иеромонаха.
Примечание. Чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике,
надлежит совершать, также, и над лицами, назначенными Священным Синодом ИПЦ
настоятелями или наместниками монастырей (скитов), даже в тех случаях, когда таковыми
являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Над лицами,
назначенными настоятелями (наместниками) монастырей (скитов) до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении Богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесённых трудах;
- палица. Награждение производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через два года после возведения в сан протоиерея/игумена (через два года после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через семь лет служения в иерейском сане).
Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник - слева.
Примечание. Первенство чести при соборном служении определяется следующим образом: иеромонахи, имеющие право ношения палицы, стоят перед протоиереями, не имеющими этого права; иеромонахи и протоиереи, имеющие право ношения палицы, стоят в порядке, определяемом старшинством хиротонии;
- крест с украшениями. Награждение производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через пять лет после награждения палицей (через пять лет для иеромонахов, награждённых палицей) и не ранее чем после 12-летия служения в иерейском сане.
Правила ношения: надевается за Богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы;
- митра (для протоиереев). Награждение производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через пять лет после награждения крестом с украшениями и не ранее чем после 17-летия служения в иерейском сане. Награждением саном архимандрита (для монашествующих) производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через семь лет служения в сане игумена.
Примечание. При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.
Правила ношения: исключительно во время Богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом);
- право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Награждение производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через пять лет после награждения митрой.
- право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...». Награждение производится благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.
Примечание. По благословению и Указу Предстоятеля ИПЦ храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
- сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по благословению и Указу Предстоятеля ИПЦ.
В Истинно-Православной Церкви определено быть не более 2-х протопресвитеров.

4. Награды диаконов

Последовательными наградами для диаконства являются:
- двойной орарь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.
Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с
левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз
через левое плечо;
- сан протодиакона (для белого духовенства), архидиакона (для монашествующих). Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого;
- камилавка. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через два года после возведения в сан протодиакона (архидиакона — для монашествующих).
Правила ношения: во время Богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
Примечание. Камилавка должна быть фиолетового цвета (награжденный правом ношения фиолетовой камилавки, также, может носить и скуфью фиолетового цвета (для протодиакона)). Право ношения чёрной камилавки во время Богослужений и право ношения чёрной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии. Архидиакон при Предстоятеле ИПЦ, по своему статусу и положению - как первенствующего среди диаконов в ИПЦ, имеет право носить камилавку зелёного цвета.

5. Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей

Монахини, назначенные Священным Синодом ИПЦ настоятельницами монастырей (скитов), возводятся в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста и использования посоха, но за ними оставляется достоинство игумении в память о понесенных трудах.
За особые заслуги благословением и Указом Предстоятеля ИПЦ игумения или монахиня может быть удостоена права ношения наперсного креста и креста с украшениями. Право ношения креста, возложенного в качестве персональной награды, сохраняется пожизненно.

6. Правила использования жезла и посоха

Жезл служит символом духовной власти над пасомыми и законного управления ими. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет, также, сулок (четырехугольный плат). Разновидностью жезла, используемого вне Богослужения, является посох. Предстоятельский жезл является внешним отличительным знаком его по статусу и положению. В пределах всей Истинно-Православной Церкви Предстоятель использует за Богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата.
При посещении Предстоятелем епархий Истинно-Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл в присутствии Предстоятеля ИПЦ. Во всех других случаях архиереи ИПЦ не используют жезл в присутствии Предстоятеля ИПЦ.
При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Предстоятелем ИПЦ или с его участием, жезл за Богослужением использует только Предстоятель ИПЦ, а в его отсутствие (или молящегося в храме, но не совершающего Богослужения, или по особому благословению) — первенствующий (совершающий Богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее в присутствии епархиального архиерея.
Если Богослужение или мероприятие проводится не в Московской епархии, как главной кафедры Предстоятеля ИПЦ, или ставропигиальных обителях, во время соборного служения, в отсутствие Предстоятеля ИПЦ, жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей, а вне Богослужений каждый архиерей имеет право использовать посох.
Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей (скитов) имеют право использовать деревянный игуменский посох - по должности - в пределах своей обители. В
случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права
использовать игуменский посох.
Во время архиерейского Богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох, равно как и в присутствии архиерея — вне Богослужения. Последнее относится, также, к настоятельницам монастырей (скитов). Наместники не могут использовать посох во время Богослужения и в присутствии епархиального архиерея — священноархимандрита данной обители. Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении Богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего Богослужения архиерея, не являющегося священноархимандритом данной обители.

7. Право награждения

Решение о награждении для иереев: скуфьёй, набедренником, камилавкой, наперсным крестом, возведением в игуменство (для монашествующих), а для диаконов: двойным орарём, возведением в протодиакона (архидиакона — для монашествующих) - находится в компетенции епархиальных архиереев в пределах своих канонических территорий.
По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства (рапорты) о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей (скитов) Предстоятелю ИПЦ.
Сведения о награжденных в течение года скуфьёй, набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Предстоятелю ИПЦ.

8. Порядок и сроки подачи ходатайств о
представлении духовенства к наградам

Награды Предстоятелем ИПЦ (как и архиерейские награды и грамоты) являют собой признание не только определённых заслуг награждаемого, но и его человеческие достоинства, которые могут являть собой достойный пример для других.
Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам (с описанием конкретных заслуг и личных достоинств), приуроченным к каким-либо знаменательным датам должны быть направлены лично Предстоятелю ИПЦ:
- к возведениям и награждениям к празднику Пасхи — до начала Великого Поста;
- к грамотам — за два месяца до предполагаемого дня награждения.
К архиерейским награждениям (относящихся к праву награждения епархиальным архиереем согласно настоящему Положению) и грамотам — за один месяц до предполагаемого дня награждения (в местное епархиальное управление).
Примечание. Руководствуясь общецерковной икономией (греч. «οικονομια» (οικος = дом и νομος = закон): сохранение; Божественный план спасения, «домостроительство», др.), иными особыми обстоятельствами приходской и епархиальной жизни в вверенных канонических территориях архиереев ИПЦ (в том числе при личных достоинствах награждаемого; назначении клирика на требующую того должность, или к исполнению определённых должностей в общецерковных структурах; за особые церковные заслуги; иных случаях и обстоятельствах) может быть сокращение установленных межнаградных сроков. Также и представление к внеочередным наградам Предстоятелем ИПЦ, которое подаётся отдельным рапортом ему лично с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков.

*********************